Фото: Zakon.kz
Депутаты Мажилиса на пленарном заседании палаты 3 апреля одобрили в первом чтении проект закона, которым вносится административная ответственность за нарушение требований в сфере теплоэнергетики и энергоэффективности.
Представил проект закона «О
теплоэнергетике» министр энергетики Алмасадам Саткалиев. По его словам, документ разработан в целях
установления экономических и правовых основ для регулирования
теплоэнергетической отрасли и обеспечения ее надежного и бесперебойного
функционирования.
«На сегодня в Казахстане отсутствует отдельный отраслевой закон «О теплоэнергетике», что привело к существующим пробелам в законодательстве и накоплению множества проблем в данной отрасли, таких как отсутствие стратегических целей и планов развития, отсутствие инвестиционной привлекательности отрасли, не эффективностью предприятий. С целью урегулирования данных вопросов министерством при технической поддержке международных экспертов, привлеченных Азиатским банком развития, был разработан данный законопроект», – сказал он.
По его словам, документ, в частности, содержит норму, направленную на перераспределение компетенций и ответственности за политику в области теплоэнергетики. Так, за Минэнерго будет закреплена функция транспортировки тепловой энергии. В настоящее время данная функция возложена на Министерство промышленности и строительства. В свою очередь Министерство промышленности и строительства будет ответственно за системы теплоснабжения в части потребления тепловой энергии.
Законопроектом контрольные функции в тепловых сетях (в рамках систем централизованного теплоснабжения. – Прим. ред.) переходят от местных исполнительных органов в Комитет атомного и энергетического надзора и контроля.
Законопроектом также предусмотрено внедрение нового инструмента по планированию развития теплоэнергетики, который призван обеспечить плановое поступательное развитие теплоэнергетики, взаимоувязанное с планами и программами развития территорий, строительства жилья, динамики численности населения, развития промышленности и другими факторами. Схемы развития теплоснабжения будут учитывать не только развитие систем теплоснабжения с учетом развития населенных пунктов по технической части, но и экономическую сторону данного вопроса.
В числе нововведений также повышение ответственности за нарушение законодательства в области теплоэнергетики, мониторинг за всей отраслью, определение принципов тарифообразования и повышение энергоэффективности, стимулирование к развитию внедрения ВИЭ в случае экономической и технической целесообразности в систему централизованного теплоснабжения (тепловые насосы, котлы на биотопливе, избыточное тепло).
Документ также нацелен на совершенствование механизмов Единого закупщика электрической энергии и балансирующего рынка.
Одна из важных новелл законопроекта – усиление полномочий Комитета атомного и энергетического надзора и контроля.
«Немаловажным аспектом сопутствующего законопроекта является усиление контрольных функций государственного органа. Действующее на сегодня законодательство, в частности Предпринимательский кодекс, ограничивает контрольные функции в целях защиты интересов бизнеса. Однако, как показала практика, отсутствие контроля в данной критически важной сфере, обеспечивающей жизнедеятельность страны, может служить причиной возникновения крупных аварий. Ситуация в городах Экибастуз, Риддер, Темиртау и других является прямым тому доказательством», – отметил Алмасадам Саткалиев.
В заключении профильного комитета Мажилиса сказано, что для сбалансирования в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе интересов субъектов теплоснабжения и потребителей систем теплоснабжения в области теплоэнергетики вводится государственное регулирования цен (тарифов).
Также законопроектом вводятся нормы по
обязательному учету тепловой энергии и теплоносителей и требования к
энергосбережению, повышению энергоэффективности. При этом будут приниматься
меры государственной поддержки для стимулирования повышения энергоэффективности
при производстве, транспортировке и потреблении тепловой энергии, в том числе
посредством развития систем централизованного теплоснабжения общего пользования.
Сопутствующими поправками вносятся дополнения и изменения
в Предпринимательский кодекс Республики Казахстан, а также в законы Республики
Казахстан «Об электроэнергетике», «Об энергосбережении и повышении
энергоэффективности», «О естественных монополиях», «О поддержке использования
возобновляемых источников энергии».
Так, в Предпринимательский кодекс
вносятся изменения и дополнения, направленные на законодательное урегулирование
вопросов по формированию тарифов на регулируемые услуги субъектов естественной
монополии в соответствии с законодательством о теплоэнергетике, а также по усилению
функций уполномоченного органа, осуществляющего государственный контроль в
сфере электроэнергетики в части контроля соблюдений требований в области
электроэнергетики национальными электрическими сетями и электрическими
станциями.
Дополнения, вносимые в законы «Об электроэнергетике» и «О поддержке использования возобновляемых источников
энергии», направлены на реформирование
электроэнергетической отрасли в части введения механизмов балансирующего рынка
и Единого закупщика электрической энергии с целью повышения надежности
электроэнергетического сектора и снижения объемов отклонений субъектов рынка электрической
энергии, фактических сальдо-перетоков электрической энергии от плановых
значений. Также вносятся нормы по усилению государственного контроля в области
электроэнергетики, устанавливается порядок определения предельных тарифов на
электрическую энергию, предельного тарифа на балансирующую электроэнергию,
предельного тарифа на отрицательные дисбалансы, предельных тарифов на услугу по
поддержанию готовности электрической мощности.
В соответствии с
дополнениями, вносимыми в Закон «Об
энергосбережении и повышении энергоэффективности», дифференциация тарифов
за потребление тепловой энергии будет зависеть от наличия или отсутствия
приборов учета тепловой энергии и объемов ее потребления.
Сопутствующими поправками также устанавливается административная ответственность за нарушение требований
в сфере теплоэнергетики и энергоэффективности.
Документ предусматривает введение
ответственности за следующие нарушения:
- непредоставление, несвоевременное, недостоверное или неполное
предоставление теплопроизводящими, теплопередающими организациями информации, предусмотренной
законодательством в области теплоэнергетики и электроэнергетики; - отсутствие
заключения по энергосбережению и повышению энергоэффективности у субъекта
Государственного энергетического реестра; - самовольное подключение к тепловым сетям систем теплоснабжения;
- несоблюдение утвержденных
нормативов запасов топлива тепловыми электростанциями и котельными; - нарушение
энергопроизводящими, энергопередающими организациями, субъектами теплоснабжения
срока получения паспорта готовности для работы в осенне-зимних условиях
повлекшее за собой ограничение теплоснабжения и электроснабжения потребителей.
Сопутствующими поправками также предусматривается передача функций по привлечению к
административной ответственности от местных исполнительных органов в
уполномоченный орган по контролю в сфере теплоэнергетики.
23 февраля премьер-министр Олжас Бектенов ознакомился с текущей ситуацией на предприятии по производству электрической и тепловой энергии АО «Жайыктеплоэнерго», находящемся в красной зоне риска.
9 ноября 2023 года заместитель премьер-министра Серик Жумангарин на пленарном заседании XIX Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России заявил, что ожидается подписание документов по участию российской стороны в реализации проектов трех ТЭЦ в Казахстане.
Заместитель премьер-министра Роман Скляр сообщил, что россияне будут строить ТЭЦ под ключ.
16 января глава «Самрук-Энерго» Кайрат Максутов озвучил ориентировочные суммы по строительству ТЭЦ в трех городах Казахстана. Речь идет о 330 млрд, 270 млрд тенге по каждой ТЭЦ.
Источник: zakon.kz